ДОСТУПНЫ ВСЕМ ЖЕЛАЮЩИМ

НАШИ ВЫПУСКИ

Для нас важно, чтобы уровень понимания предметной области постоянно повышался.

   25 августа 2021 г.

 

Принцип Парето в тайм-менеджменте

Принцип Парето – это правило, которое чаще всего формулируют так:

20% усилий обеспечивают 80% результата.

Например:

  • 20% товаров дают магазину 80% прибыли;

  • 20% менеджеров по продажам совершают 80% всех сделок;

  • 20% видов ошибок приводят к 80% брака;

  • 20% преступников совершают 80% преступлений и т.д.

Надо сказать, что числа 20 и 80 здесь используются только для наглядности и удобства запоминания. На практике же соотношение может быть каким угодно, например, 5 к 95 или 30 к 70. Смысл принципа не в конкретных числах, а самом неравномерном распределении. По-другому принцип Парето можно сформулировать так:

В каждой группе факторов, влияющих на результат, есть некое «эффективное меньшинство» и «неэффективное большинство».

Принцип назван в честь итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето. В 1897 году он обратил внимание, что 20% итальянцев получают 80% всех доходов, тогда как оставшиеся 80% – лишь 20% доходов. Позднее аналогичные диспропорции были обнаружены в самых разных областях: в экономике, социологии и даже в природе.

В тайм-менеджменте принцип Парето используется в основном для расстановки приоритетов: он помогает выявлять задачи и проблемы, которые нужно решать в первую очередь.

Далее мы разберём несколько вариантов применения принципа Парето.

Расстановка приоритетов и АБВ-анализ

Задачи, которые мы выполняем, имеют для нас разную степень важности. Одни задачи помогают нам быстрее достигать наших целей, другие на наши цели влияют слабо, а третьи – не влияют совсем. Вполне естественно, что здесь тоже будет работать принцип Парето:

20% выполняемых задач создают 80% результата.

Как нам поможет знание этого факта?

Во-первых, для начала мы можем просто расставить приоритеты, то есть выполнить 20% самых важных задач в первую очередь. Для этого нам нужно расположить задачи в порядке их влияния на нашу жизнь и именно в этом порядке их выполнять.

Во-вторых, мы можем распределить свое время так, чтобы основная его часть приходилась на самые важные задачи. Проблема в том, что классическая пропорция 20 на 80 слишком «грубая»: она не учитывает оттенки важности. Поэтому для распределения времени в тайм-менеджменте используется более «тонкая» техника, которая называется АБВ-анализ.

Суть его в следующем:

Шаг 1. Записываем все свои задачи.

Шаг 2. Располагаем задачи в порядке их важности, то есть исходя из того, насколько они влияют на достижение наших целей.

Шаг 3. Делим задачи на три группы:

  • Группа А: Первые 15% задач. На них мы выделяем 65% доступного нам времени.

  • Группа Б: Следующие 20% задач. На них мы выделяем 20% времени.

  • Группа В: Оставшиеся 65%. Это второстепенные задачи, на которые следует потратить только 15% времени.

Например:

Время и количество задач можно округлять в любую сторону исходя из личных предпочтений и целесообразности. Например, если мы считаем, что задача № 2 для нас тоже очень важна, мы можем поместить её в группу А.

Метод АБВ-анализа подходит для любых горизонтов планирования. С его помощью можно запланировать дела на день или на неделю, задачи по какому-нибудь проекту или все свои занятия вообще.

Срочные, но не важные задачи

Срочные, но не важные задачи – это дела, которые не имеют отношения к нашим целям, но которые мы вынуждены выполнять. Сюда относится приготовление пищи, уборка квартиры, дорога на работу, оплата счетов и многое другое. Чем больше времени мы тратим на такие дела, тем меньше времени у нас остаётся на достижение целей.

Следовательно, здесь тоже будет работать принцип Парето:

80% потерянного времени от срочных, но не важных дел приходится на 20% этих дел.

Для работы с такими делами можно использовать следующий алгоритм:

Шаг 1. Составляем свой список срочных, но не важных задач. Опять же: самый лучший способ их учёта – это хронометраж. Если нет возможности его провести, записываем такие задачи по памяти и хотя бы примерно оцениваем, сколько времени на них уходит.

Шаг 2. Сортируем задачи по затратам времени.

Шаг 3. Выделяем 20–30% самых затратных задач. Например:

Шаг 4. Думаем, как сократить время на их выполнение. Вот несколько вариантов:

  • Не делать совсем. Так ли нам необходимо ухаживать за общественной клумбой или отвечать на все комментарии в своём блоге? Можно ли договориться с руководством об удалённой работе и больше не тратить время на дорогу?

  • Выполнять реже. Можно ли протирать пыль в комнате не каждый день, а раз в неделю?

  • Выполнять менее качественно. Так ли необходимо каждый раз красиво сервировать стол или тщательно гладить всё постиранное бельё?

  • Поручить другим людям. Можно ли доверить своему ассистенту отвечать на письма? Можно ли поручить своим домочадцам хотя бы часть уборки?

  • Автоматизировать. Нельзя ли, например, подключить автоплатёж для оплаты счетов?

  • «Купить время». Можно ли заказывать пищу в ресторане, а уборку поручить клининговому агентству?

  • Оптимизировать. Нельзя ли использовать какие-нибудь приёмы оптимизации труда?

К сожалению, тут не может быть готовых решений: каждая такая задача обычно требует индивидуального подхода.

Где ещё применять

Здесь мы вкратце перечислим ещё несколько вариантов применения принципа Парето в тайм-менеджменте. В каждом из этих случаев можно использовать уже знакомый нам алгоритм:

  • Отвлечения. На что вы отвлекаетесь чаще всего и как снизить вероятность этих отвлечений?

  • Форс-мажоры. Из-за каких непредвиденных ситуаций ваши планы обычно срываются? Можете ли вы предотвратить эти форс-мажоры или как-нибудь к ним подготовиться?

  • Рабочие операции. Какие операции во время работы вы выполняете чаще всего? Можно ли ускорить их выполнение?

  • Инструменты и материалы. Какие инструменты и материалы вы используете особенно часто? Можно ли упростить к ним доступ (например, положить их поближе к рабочему месту)?

  • Ошибки в работе. Какие виды ошибок вы допускаете чаще всего и можно ли их предотвратить?

  • Проблемы. С какими проблемами на работе и в жизни вы особенно часто сталкиваетесь? Почему они возникают и можно ли их избежать?

  • Телефонные контакты. Упростите доступ к тем людям, с которыми вы часто общаетесь. Добавьте их телефоны в «Избранное» или расположите эти контакты на главном экране смартфона.

  • Программы и приложения. Упростите доступ к тем программам, которыми вы постоянно пользуетесь. Добавьте их на панель быстрого запуска и задайте для них горячие клавиши.


Заключение

Безусловно, в этой статье мы рассмотрели далеко не все варианты использования принципа Парето. Но это и невозможно сделать: принцип Парето окружает нас буквально повсюду.

Например:

  • 80% времени мы носим 20% своей одежды;

  • 80% времени мы общаемся с 20% знакомых;

  • 80% наших покупок приходится на 20% товаров и т.д.

Гораздо важнее научиться самостоятельно замечать подобные диспропорции в своей жизни. Они всегда указывают нам на то, что в этой области можно что-то упростить или улучшить.