ДОСТУПНЫ ВСЕМ ЖЕЛАЮЩИМ
НАШИ ВЫПУСКИ
Для нас важно, чтобы уровень понимания предметной области постоянно повышался.
Принцип Парето в тайм-менеджменте
Принцип Парето – это правило, которое чаще всего формулируют так:
20% усилий обеспечивают 80% результата.
Например:
-
20% товаров дают магазину 80% прибыли;
-
20% менеджеров по продажам совершают 80% всех сделок;
-
20% видов ошибок приводят к 80% брака;
-
20% преступников совершают 80% преступлений и т.д.
Надо сказать, что числа 20 и 80 здесь используются только для наглядности и удобства запоминания. На практике же соотношение может быть каким угодно, например, 5 к 95 или 30 к 70. Смысл принципа не в конкретных числах, а самом неравномерном распределении. По-другому принцип Парето можно сформулировать так:
В каждой группе факторов, влияющих на результат, есть некое «эффективное меньшинство» и «неэффективное большинство».
Принцип назван в честь итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето. В 1897 году он обратил внимание, что 20% итальянцев получают 80% всех доходов, тогда как оставшиеся 80% – лишь 20% доходов. Позднее аналогичные диспропорции были обнаружены в самых разных областях: в экономике, социологии и даже в природе.
В тайм-менеджменте принцип Парето используется в основном для расстановки приоритетов: он помогает выявлять задачи и проблемы, которые нужно решать в первую очередь.
Далее мы разберём несколько вариантов применения принципа Парето.
Расстановка приоритетов и АБВ-анализ
Задачи, которые мы выполняем, имеют для нас разную степень важности. Одни задачи помогают нам быстрее достигать наших целей, другие на наши цели влияют слабо, а третьи – не влияют совсем. Вполне естественно, что здесь тоже будет работать принцип Парето:
20% выполняемых задач создают 80% результата.
Как нам поможет знание этого факта?
Во-первых, для начала мы можем просто расставить приоритеты, то есть выполнить 20% самых важных задач в первую очередь. Для этого нам нужно расположить задачи в порядке их влияния на нашу жизнь и именно в этом порядке их выполнять.
Во-вторых, мы можем распределить свое время так, чтобы основная его часть приходилась на самые важные задачи. Проблема в том, что классическая пропорция 20 на 80 слишком «грубая»: она не учитывает оттенки важности. Поэтому для распределения времени в тайм-менеджменте используется более «тонкая» техника, которая называется АБВ-анализ.
Суть его в следующем:
Шаг 1. Записываем все свои задачи.
Шаг 2. Располагаем задачи в порядке их важности, то есть исходя из того, насколько они влияют на достижение наших целей.
Шаг 3. Делим задачи на три группы:
-
Группа А: Первые 15% задач. На них мы выделяем 65% доступного нам времени.
-
Группа Б: Следующие 20% задач. На них мы выделяем 20% времени.
-
Группа В: Оставшиеся 65%. Это второстепенные задачи, на которые следует потратить только 15% времени.
Например:

Время и количество задач можно округлять в любую сторону исходя из личных предпочтений и целесообразности. Например, если мы считаем, что задача № 2 для нас тоже очень важна, мы можем поместить её в группу А.
Метод АБВ-анализа подходит для любых горизонтов планирования. С его помощью можно запланировать дела на день или на неделю, задачи по какому-нибудь проекту или все свои занятия вообще.
Срочные, но не важные задачи
Срочные, но не важные задачи – это дела, которые не имеют отношения к нашим целям, но которые мы вынуждены выполнять. Сюда относится приготовление пищи, уборка квартиры, дорога на работу, оплата счетов и многое другое. Чем больше времени мы тратим на такие дела, тем меньше времени у нас остаётся на достижение целей.
Следовательно, здесь тоже будет работать принцип Парето:
80% потерянного времени от срочных, но не важных дел приходится на 20% этих дел.
Для работы с такими делами можно использовать следующий алгоритм:
Шаг 1. Составляем свой список срочных, но не важных задач. Опять же: самый лучший способ их учёта – это хронометраж. Если нет возможности его провести, записываем такие задачи по памяти и хотя бы примерно оцениваем, сколько времени на них уходит.
Шаг 2. Сортируем задачи по затратам времени.
Шаг 3. Выделяем 20–30% самых затратных задач. Например:

Шаг 4. Думаем, как сократить время на их выполнение. Вот несколько вариантов:
Не делать совсем. Так ли нам необходимо ухаживать за общественной клумбой или отвечать на все комментарии в своём блоге? Можно ли договориться с руководством об удалённой работе и больше не тратить время на дорогу?
Выполнять реже. Можно ли протирать пыль в комнате не каждый день, а раз в неделю?
Выполнять менее качественно. Так ли необходимо каждый раз красиво сервировать стол или тщательно гладить всё постиранное бельё?
Поручить другим людям. Можно ли доверить своему ассистенту отвечать на письма? Можно ли поручить своим домочадцам хотя бы часть уборки?
Автоматизировать. Нельзя ли, например, подключить автоплатёж для оплаты счетов?
«Купить время». Можно ли заказывать пищу в ресторане, а уборку поручить клининговому агентству?
Оптимизировать. Нельзя ли использовать какие-нибудь приёмы оптимизации труда?
К сожалению, тут не может быть готовых решений: каждая такая задача обычно требует индивидуального подхода.
Где ещё применять
Здесь мы вкратце перечислим ещё несколько вариантов применения принципа Парето в тайм-менеджменте. В каждом из этих случаев можно использовать уже знакомый нам алгоритм:

Отвлечения. На что вы отвлекаетесь чаще всего и как снизить вероятность этих отвлечений?
Форс-мажоры. Из-за каких непредвиденных ситуаций ваши планы обычно срываются? Можете ли вы предотвратить эти форс-мажоры или как-нибудь к ним подготовиться?
Рабочие операции. Какие операции во время работы вы выполняете чаще всего? Можно ли ускорить их выполнение?
Инструменты и материалы. Какие инструменты и материалы вы используете особенно часто? Можно ли упростить к ним доступ (например, положить их поближе к рабочему месту)?
Ошибки в работе. Какие виды ошибок вы допускаете чаще всего и можно ли их предотвратить?
Проблемы. С какими проблемами на работе и в жизни вы особенно часто сталкиваетесь? Почему они возникают и можно ли их избежать?
Телефонные контакты. Упростите доступ к тем людям, с которыми вы часто общаетесь. Добавьте их телефоны в «Избранное» или расположите эти контакты на главном экране смартфона.
Программы и приложения. Упростите доступ к тем программам, которыми вы постоянно пользуетесь. Добавьте их на панель быстрого запуска и задайте для них горячие клавиши.
Заключение
Безусловно, в этой статье мы рассмотрели далеко не все варианты использования принципа Парето. Но это и невозможно сделать: принцип Парето окружает нас буквально повсюду.
Например:
-
80% времени мы носим 20% своей одежды;
-
80% времени мы общаемся с 20% знакомых;
-
80% наших покупок приходится на 20% товаров и т.д.
Гораздо важнее научиться самостоятельно замечать подобные диспропорции в своей жизни. Они всегда указывают нам на то, что в этой области можно что-то упростить или улучшить.